Обсуждение алгоритмов впрыска (Injection algorithms)

Разработка впрыска топлива на базе SECU-3. Fuel injection related discussion.

Moderator: STC

dimonfish
LQFP144 - On Top Of The Game
Posts: 365
Joined: Fri Aug 19, 2011 4:34 am
Location: Севастополь, UA

Re: Обсуждение алгоритмов впрыска (Injection algorithms)

Post by dimonfish »

nikll, пасиба, почитаем :-)
Qwertty
LQFP144 - On Top Of The Game
Posts: 252
Joined: Thu Jul 26, 2012 12:35 pm

Re: Обсуждение алгоритмов впрыска (Injection algorithms)

Post by Qwertty »

nikll wrote: Клапана горят на бедной смеси с поздним УОЗ на мощностных режимах. Во первых нормальный ЭБУ должен давать мощностную (богатую) смесь в мощностных режимах, во вторых нормальный ЭБУ должен давать экономичную (бедную) смесь в режимах частичных нагрузок, в третих нормальный ЭБУ должен давать оптимальный УОЗ для всех режимов с учетом смеси, тогда ничего гореть не будет.
Ну попробуй без ОС по ДК реализовать это. Не зная какой бензин в баке - 76 или 98. И не имея даже детонации, чтоб хоть примерно это узнать. Да что там октановое число. Ты даже не знаешь бензин там или метанол. Ты книжку выложил, там есть плотности пропана и бутана. Разница совсем не пара процентов. Боюсь "нормальный алгоритм" облажается по полной.
И вот из личного опыта. Гиг конечно не идеальная система, но все же ездила неплохо. После заправки иногда отказывалась ехать - смесь давала по прошлой заправке, а там газ был зимний. А залил летний. Приходилось минут 5 стоять пока у нее дебит с кредитом сходились по ДК. Потом ехала. Без ДК надо было руками крутить ручку - регулировать длительность впрыска. Причем сурово так - время впрыска регулировалось процентов на 30. У нас и летом то с летним газом не все хорошо. Там в составе пропан 40-60%. Думаешь разница в 20% это фигня? Зря. Хотя особых проблем в этом случае и не было. Конкретные только весной и осенью когда одновременно оба типа на заправках. Кстати то же давление, то же время впрыска, но другой газ - и двигатель просто тупо глохнет. Либо слишком бедная смесь, либо наоборот - переобогащена. Я понимаю что ты ориентируешься на бензовпрыск и тебе это в принципе все не встретиться. Там да - и без ОС поедет. На газу же все не так просто.
Чтоб ловить ускорения коленвала нужен нормальный таймер. Тактируемый приличной частотой. Кортекс с 72МГц такта таймера должен справиться. А вот смешной пикушке из MPSZ там и ловить нечего. Впрочем как и СТМ8. Разница то будет очень маленькой. Насколько быстрее сожмутся пружины в демпфере диска сцепления. Причем инерция коленвала с маховиком будет стараться не дать это сделать быстро. Так что надо искать конкретные два интервала между зубцами ДПКВ и набирать статистику. И тогда скорее всего учесть ускорение получится. Не 100%, но вероятность достаточно высока, чтоб можно было на это рассчитывать.
nikll
LQFP144 - On Top Of The Game
Posts: 553
Joined: Sun Nov 06, 2011 9:20 pm
Location: Russia, Yekaterinburg
Contact:

Re: Обсуждение алгоритмов впрыска (Injection algorithms)

Post by nikll »

Ты не знаеш что тебе заливают на заправке? ну значит смени заправку, та на которой я заправляю Патриота летом закачивает летнюю смесь, зимой закачивает зимнюю... А причем тут метанол? у тебя еще и бензиновая заправка непонятная чтоли?
Любой алгоритм настраивается под конкретное топливо! все автокоррекции по ДК это херня т.к. по факту нормально оно не работает. Полноценный алгоритм самообучения в ЭБУ, а не тупой аддитивной поправки (что распространено), я еще не видел. Делай три карты под бензин, зимнюю и летнюю смесь газа, и будет тебе счастье.
Видел ваз где два ряда форсунок с разным топливом, в основном ряду дешевый 92й, во втором ряду метанол с 20% добавкой дистилированной воды. Если метанола нет то давление наддува всего 0,3бара избытка, но если метанол есть то эбу прикрывает вестгейт до 1,0бар избытка :) и льет метанол с водой через второй ряд, причем льет не постоянно а именно в режимах с высоким наполнением когда нехватает родных форсунок и противодетонационной стойкости дешевого 92го бензина. И представь себе все это работает без ДК ) просто пролили форсунки, посчитали альфу на метаноло-водной смеси, перелопатили прошивку для управления восемью форсунками двумя банками по две пары форсунок в ПП режиме через четыре канала и четыре силовых ключа... Вот это я понимаю сложности :) а ты давно обьезженным ГБО пугаеш :) ездит вогла на газу, ездит и похер ей на отсутсвие ДК, единственный минус это то что в микас7.1 влезает только две прошивкпи газ/бензин, весной и осенью видимо меняет газовую прошивку.
Makar
LQFP112 - Up with the play
Posts: 203
Joined: Mon Dec 19, 2011 4:55 pm
Location: Ukraine, Kirovograd

Re: Обсуждение алгоритмов впрыска (Injection algorithms)

Post by Makar »

Пружины в демпфере сцепления ни при чем, они работают только если нагрузка существенно превышает номнальную (в разы). На работу вращение самого двигателя влияют весьма посредственно. Основное назначение пружин и муфты уменьшить вероятность поломки трансмисси при резком изменени нарпузки - резкое троганье, торможение ухабы и прочее. Резинометалическая муфта кстати не на всех машинах ставится. Что касается неравномерности вращения КВ то она есть всегда и на всех режимах, но на разных оборотах проявляется по разному. Основная причина неравномерности частоты вращения в том что основная доля работы поршная приходится на первую четверть оборота КВ. При этом давление в цилиндре и соответсвенно сила действующая на поршень максимальны. После того как поршень проходит первые 90 градусов сила действующая на поршень уже меньше в 5-10 раз, он движется почти по инерции. В смежном цилиндре, где происходит сжатие рабочей смеси наоборот сила противодествующая движению поршная возрастает от 90 до 180 градусов поворота КВ, поскольку возрастает давление в конце такта сжатия. Поэтому и происходит что в 4 ц. моторе от 0 до 180 градусов скорость вращения КВ сначала резко возрастает, а потом постепенно уменьшается. От 180 до 360 все поторяется. Процесс этот наиболее заметен на малых частотах вращения, и учитывать его надо.
По поводу датчика частоты вращения на распредвале.
Все процессы в ДВС рассчитываются и привязываются к КВ. Система распределения вообще вспомогательная система в двигателе, которая к тому же имеет определенную связь с КВ. Аргумент первый. Согласно теории надежности чем меньше промежуточных связей тем надежнее система.
Аргумент второй. КВ свзян с распредвалом посредством ремня, цепи или шетерен. Наиболее надежной и стабильной считается шестеренная связь, хотя и она не лишена недостатков. В любом случае со временем точность положения распредвала относительно КВ ухудшается. В нектороых случаях связь эта может прерватся вообще.
Поэтому для того что бы иметь стабильные парметры по положению КВ и соответсвенно по привязкам предпочтительнее датчик на коленчатом валу. Это как экранированный и неэкранированный провод - кое как работать будет, но как сложно предсказать.
И еще при резком нажатии на дроссель частота вращщения и ускорение КВ быстро возрастают, если не учитывать поправки на ускорение КВ и не экстраполировать значения по этим поправкам то привязывать события по таймерам, а не по зубьям плохая затея. При привязке к зубьям максимальная погрешность любого события будет в 1 зуб тоесть в 6 градусов, любой мотор это выдержит. Если же работать чисто по таймерам то угадать фактичское положение КВ от расчетного очень сложно чисто с математической точки зрения. Если накосячить с расчетом ошибка может быть на проядок выше и к тому же довольно сложно вычисляется, если нет фактической привязки к зубьям.
Считаю целесообразным привязывать любые события к зубьям ДПКВ, если не требуется высокая точность. Если же требуется высокая точность линейно экстраполировать на следующие 6 градусов поворота КВ. Исключение время открытого стсояния форсунки. Форсунка открывается по зубу закрывается по таймеру.
Если я что-то не учел можете меня поправить.
Makar
LQFP112 - Up with the play
Posts: 203
Joined: Mon Dec 19, 2011 4:55 pm
Location: Ukraine, Kirovograd

Re: Обсуждение алгоритмов впрыска (Injection algorithms)

Post by Makar »

Это понятно что зимой зимняя смесь летом летняя. А осенью и весной? На заправках не пишут какую смесь заливают. Ты пишешь заправляйся на одной заправке. Там тоже какую привезут такая и будет и кроме директора никто не знает чем ее бадяжат. А если мне ехать за три девять земель? Мне с собой 8 сменных баллонов везти с моей заправки? Подстройка под смесь должна быть однозначно, вопрос только в том как как ее реализовать по ДК или еще каким то способом.
Алексей, никто не заставляет тебя ездить по петле ДК все время. Но периодически контролировать смесь по ДК, например в устоявшихся режимах раз в пять минут не помешает. Хуже от этого не будет никому.
nikll
LQFP144 - On Top Of The Game
Posts: 553
Joined: Sun Nov 06, 2011 9:20 pm
Location: Russia, Yekaterinburg
Contact:

Re: Обсуждение алгоритмов впрыска (Injection algorithms)

Post by nikll »

Сделать две настройки под летнюю и зимнюю смесь. По сути там вообще один параметр нужен - соотношение топливо-воздух для контретного газа :) ведь меняется то по суте только этот параметр. При неизменной альфе даже с изменением октанового числа УОЗ практически не меняется (не считая детонации естественно). При переходе с октанового числа в 110 на 98 в движке расчитанном на 92й бензин детонация не возникнет :) соответсвенно УОЗ деграть необязательно если обеспеченна тождественная желаемой смесь.

Про влияние демпфера на ускорения КВ это не мои мозговые потуги а результаты эксперементов. При езде по ровной дороге на пятой передаче в стабильном режиме никакого влияния нет и вполне можно использовать самонастройку по ускорению кв (именно за счет демпфированния возникает пульсация ускорения при прямой связе с колесами, вы же не будете утверждать что машина имеет пульсации ускорения сопоставимые с таковыми на коленвале). Я замерял дельту производной третего порядка (разницу пульсаций простым языком), почему не само ускорение? да потому что оно какраз не сильно отличается, а вот пульсации сразу после зажигания и в районе 15-20гр по коленвалу были гораздо лудьше заметны.

А вот по поводу снятия данных о положении коленвала непосредсвенно с коленвала согласен на 100% и про ДПКВ с 60-2 тоже
Sergey89
QFP80 - Contributor
Posts: 71
Joined: Sat Dec 03, 2011 1:28 pm
Location: Russia, Velikiy Novgorod
Contact:

Re: Обсуждение алгоритмов впрыска (Injection algorithms)

Post by Sergey89 »

У меня на ниссане цепной привод грм. Искру раздаёт трамблёр со встроенной катушкой. Привод трамблёра напрямую от распредвала. датчик положения находится в трамблёре. Представляет собой металический диск с прорезями. Один ряд 360 прорезей. Второй ряд 4 прорези. Сенсор - фотодиод. Выходной сигнал 0-5 В. 360 прорезей образуют сигнал положения. Если считать передний и задний фронт, то получается дискретность 1 гр. положения коленвала. 4 прорези образуют сигнал фазы. 3 прорези имеют маленькую длину и 1 прорезь большую. Трамблёр можно поворачивать относительно распредвала. По мере растяжения цепи поворотом можно компенсировать убежавший уоз.

Насколько я знаю все бензиновые ниссаны имеют цепной привод грм и датчик положения на распредвале. более новые версии оснащались дополнительно датчиком положения коленвала (на маховике) на эффекте холла но только для диагностики.

Т.ч. датчик на распредвале имеет место быть.
Makar
LQFP112 - Up with the play
Posts: 203
Joined: Mon Dec 19, 2011 4:55 pm
Location: Ukraine, Kirovograd

Re: Обсуждение алгоритмов впрыска (Injection algorithms)

Post by Makar »

Важно собственно не октановое число пропан-бутановой смеси, а ее плотность, которая зависит от количества компонентов.
nikll
LQFP144 - On Top Of The Game
Posts: 553
Joined: Sun Nov 06, 2011 9:20 pm
Location: Russia, Yekaterinburg
Contact:

Re: Обсуждение алгоритмов впрыска (Injection algorithms)

Post by nikll »

Есть два стандарта газовой смеси, зимний и летний, сделать две настройки и вывести на тумблер. Если газовая смесь нестандартная то выбрать режим на котором будет лудьше ехать и больше не заправлятся на этой заправке.
Еще раз повторюсь, теоретически полноценное самообучение ЭБУ по изложенному мной на этом форуме алгоритму вполне возможно, другое дело что обьем кода для этого будет довольно значительным и несколько зубодробительным в плане эвристики. Те же МОЛЬТ или Матрица даже после качественной откатки по ШДК требуют ручной правки с включением головного мозга, по ДК откатывать тоже можно но еще сложней и с более плохим результатом.
Те автокоррекции которые работают в серийных блоках по ДК полная хрень ниже границы адекватности, особенности:
1. смесь всегда 14,7
2. саморегуляция только в стационарных режимах
3. все переходные режимы "пальцем в небо" через захардкоженные карты базового циклового наполнения с огромной кучей разных аддитивных и мультиплактивных поправок.

Единственный достоверно известный мне ЭБУ с неплохо работающей автоподстройкой это январь с прошивкой j5ls_v46lsdv, но и то только довольно в узких диапазонах (ХХ, временная поправка в текущем стационарном режиме с кратковременным переходом на смесь 14,7 проверкой адекватности смеси и переходом обратно на заложенную смесь), это не самообучение а только небольшая корректировка в текущем стацонарном режиме без полноценной правки основных карт.
Makar
LQFP112 - Up with the play
Posts: 203
Joined: Mon Dec 19, 2011 4:55 pm
Location: Ukraine, Kirovograd

Re: Обсуждение алгоритмов впрыска (Injection algorithms)

Post by Makar »

nikll wrote: временная поправка в текущем стационарном режиме с кратковременным переходом на смесь 14,7 проверкой адекватности смеси и переходом обратно на заложенную смесь
Если ты до сих пор не понял, то именно об этом я и говорю. Проверке адекватности работы по таблицам с помощью ДК. Никто тебя не заставляет ездить все время на 14,7. Но периодически проверять работу таблиц надо и либо за счет самообучения корректировать их на ходу либо ручками как ты предлагаешь. В любом случае такая проверка дает раннее распознавание неисправностей или отклонений в нормальной работе.
Post Reply