Конденсаторный блок зажигания (CDI unit)

Обсуждение аппаратной части ("железо"). Discussion about hardware.

Moderator: STC

Alex_2103
QFP80 - Contributor
Posts: 51
Joined: Thu Dec 09, 2010 1:24 pm
Location: Ukraine, Kiev

Re: Конденсаторный блок зажигания

Post by Alex_2103 »

Приветствую всех на новом форуме!
Прочитал все посты и хочу высказать своё мнение о прочитанном.
1.Не надо гнаться за "убойной" искрой.
Если вы не участвуете в заездах F1, не ездите на супер обеднённых топливных смесях,
степень сжатия не выше стандартного уровня, то нет смысла в супер мощной искре.
2.Изюминка схемы Архипова в том, что он впервые (на то время) применил вольтодобавку.
Именно благодаря ей, стало возможным получить то, что ранее достигалось с большим трудом. В списке используемых источников Архипов указывает на это.
Многое из этого списка мной было сделано, или по крайней мере, отмакетировано.
Работая в советском НИИ, такая возможность была.
3.По поводу комплектации.
Да, тиристор и транзисторы КТ812 и КТ818ГМ в металлических корпусах это уже раритет.
Действительно, их уже давно сдали на золото. Однако это совершенно не означает,
что им нет достойной и даже лучшей замены. Эти детали, по современным меркам, не обладают выдающимися параметрами и легко заменяются на импортные.
Можно применить SMD, таймер КР1006ВИ имеет прямой импортный аналог.
Кольца из молибденового пермаллоя МП140 КП36Х25Х9,5 сейчас стоят совершенно дурных
денег, однако имеют импортный аналог:
http://www.mag-inc.com/products/powder-cores/mpp-cores
Применение другого материала сердечника не желательно из-за потерь в материале
(будет греться) и необходимости в зазоре. Зазор необходим для того чтобы
сердечник не входил в насыщение.
4.По схеме.
Инвертор на входе для работы с SECU не нужен. Схема изначально предназначалась
для контактной системы, которая имеет + импульсы запуска и дребезг контактов.
Необходимость в развязывающем трансформаторе можно оспорить. Анализируя сейчас схему, вижу, что его можно исключить.
Схема преобразователя обсуждению не подлежит - только та что в статье Архипова.
Он сам её заимствовал см. список используемых источников в конце статьи.
Я уже писал, что эта схема обладает уникальными свойствами при своей простоте и
надёжности. Практика - критерий истинны, это доказала.
---------------------------------------------------------------
Резюме
Блок можно создать на современной элементной базе в меньших габаритах чем это
было у Архипова и у меня.
Для двухканального блока возможно использовать один преобразователь на два канала
увеличенной мощности с пятью обмотками.
Главным элементом схемы является трансформатор преобразователя.
От качества его изготовления зависят все основные параметры блока зажигания.
-----------------------------------------------------------------
P.S.
По прежнему не вижу преимущества двухканального блока перед одноканальным, если
распределитель на машине есть.
Недостатки двухканальной схемы:
1. Сложность схемы в два раза при не эквивалентном конечном результате.
2. Надёжность ниже чем у одноканального из-за большего количества элементов
работающих в тяжёлых условиях эксплуатации.
3. Дороговизна реализации - две катушки или одна двухканальная, ВВ провода.
Стоимость нового распределителя (и даже бесконтактного!)
http://avtopasker.ru/goods/11303.htm - всего 29$ !
4.Нет очевидных преимуществ (кроме отсутствия механики) перед одноканальным
в конечном итоге по ездовым качествам и топливной экономичности.
5. Не возможен возврат на штатную схему в случае отказа при изъятии распределителя.
6.Необходимость установки заглушки на место распределителя при его изъятии.
7.Необходимость механических работ по монтажу катушки(ек).
8. Не стандартный комплект высоковольтных проводов.
alex34
LQFP112 - Up with the play
Posts: 181
Joined: Tue Dec 07, 2010 5:06 pm

Re: Конденсаторный блок зажигания

Post by alex34 »

Arseniy, вот и я о том же. Блокинг - капризен в настройке, режим его работы зависит от параметров трансформатора, транзистора, ёмкости,и.т.д..... Генератор с внешним возбуждением в этом плане проще, режим работы зависит только от R и C, да и сорвать генерацию можно отдельным входом. По поводу двухтактного...может быть, только если ради КПД...
по поводу диода и симистора - да, без диода я не пробовал :)

Alex_2103, почему же только та схема преобразователя, что у Архипова? Чем плох преобразователь из схемы с IGBT?
По поводу двухканального: если подключить катушки к корпусу машины, а не к +12, то достаточно одного преобразователя и конденсатора, и два тиристора. Как бонус - исключаем источник питания из цепи "катушка-конденсатор".
PS: а говорили, что не будете возобновлять спор о преимуществах трамблёра.. :)
Serj_K
LQFP144 - On Top Of The Game
Posts: 330
Joined: Thu Dec 09, 2010 12:55 pm
Location: Kyiv, Ukraine

Re: Конденсаторный блок зажигания

Post by Serj_K »

С точки зрения создателя коммутатора проще, но переделывать ради этого схему плату, программу SECU и менеджер и плодить еще один вариант наверное не очень правильно.
У секу-3 - 4 выхода на коммутаторы. Если использовать один или два выхода - а это наиболее частая ситуация, то остаются еще 2. Один из них использовать на управление преобразователем.
Программа секу постоянно меняется, поэтому ввести еще одну простую функцию со временем будет можно. Менеджер переделывать наверное не нужно, хотя пока не известно, что может понадобиться для этой функции.
User avatar
_CherepVM_
QFP80 - Contributor
Posts: 55
Joined: Fri Dec 10, 2010 12:52 pm
Location: Ukraine, Chernotsy
Contact:

Re: Конденсаторный блок зажигания

Post by _CherepVM_ »

Всем, приветики!!!
Я в вашем деле новенький, но на стадии создания своего ФУОЗ, частенько наведовался к вам за инфой.
Так же, давненько занимаюсь вопросом удлинения искры в конд.зажиганиях. С недавних пор удалось в некоторой мере достичь успехов в этом направлении. Если интересно, то загляните сюда:http://forum.cxem.net/index.php?showtop ... t&p=791853
Это не рекламма.... а предложение к сотрудничеству. ;)
С уважением, Владимир!
Arseniy
LQFP112 - Up with the play
Posts: 154
Joined: Wed Dec 08, 2010 2:21 am
Location: Minsk Belarus
Contact:

Re: Конденсаторный блок зажигания

Post by Arseniy »

Почитал внимательно статью Архипова. У него в схеме все очень взаимосвязано. Преобразователь обеспечивает срыв генерации во время включения тиристорного и затем транзисторного коммутатора, увеличение напряжения на вторичной обмотке с 300 до 380 В при снижении напряжения питания с 14 до 8В благодаря перекомпенсации, и ограничению мощности - снижение напряжения на вторичке с 380 до 270 В при росте оборотов с 0 до 6000.
Все это достигнуто на довольно простой схеме на одном транзисторе. Сложность - в изготовлении трансформатора с зазором в сердечнике или на кольце из специального железа.
Далее, по входу стоят 2 одновибратора на рассыпухе - один формирует импульс зажигания для тиристора, второй для транзисторного коммутатора, причем так, чтобы время открытия тиристора соответствовало двум периодам колебания (зависит от индуктивности КЗ), а момент открывания транзисторного коммутатора (накопления) происходит в начале второй четверти второго периода колебаний тиристорной СЗ еще во время действия разряда, и по окончании накопления следует второй разряд. Длительность второго имульса (время накопления) зависит от частоты следования импульсов (оборотов) и снижается с ее ростом, так, что второй разряд существует только до частоты 50-70Гц и с ростом пропадает.

Вот... Теперь как это все сделать на современных деталях :? .
2 одновибратора на интегральных таймерах или компараторах. Нужно еще подумать, как менять длительность второго таймера от частоты.
Преобразователь, если с внешним возбуждением от генератора на таймере или компараторе, нужно придумать управление ШИМом в зависимости от напряжения питания и оборотов и отключение при поступлении импульса зажигания на определенное время. Кстати, если преобразователь однотактный, как в схеме на IGBT, то это не избавляет от хитрого трансформатора с зазором в сердечнике или специальном кольце. Если двухтактный, тогда транс любой, но тогда управление 2-мя плечами проще на микрухе типа SG2525.
Вряд ли получится в этой схеме оставить один выход преобразователя и конденсатор на 2 коммутатора. Если мотать отдельные вторички, это почти второй трансформатор.

Напрашивается желание вместо всего этого поставить небольшой микроконтроллер и управлять им ШИМом преобразователя, длительностью импульсов тиристорного и транзисторного узла обоих коммутаторов. Схема упростится на порядок и все настройки переносятся в область программирования.
_CherepVM_ wrote:Всем, приветики!!!
Я в вашем деле новенький, но на стадии создания своего ФУОЗ, частенько наведовался к вам за инфой.
Так же, давненько занимаюсь вопросом удлинения искры в конд.зажиганиях. С недавних пор удалось в некоторой мере достичь успехов в этом направлении. Если интересно, то загляните сюда:http://forum.cxem.net/index.php?showtop ... t&p=791853
Это не рекламма.... а предложение к сотрудничеству. ;)
С уважением, Владимир!
Я видел твою схему. Преобразователь на дросселе. Просто и оригинально. Тоже управление МК поручил.
Каким образом удлиняется искра? Или ключи у тебя при открытии работают как конденсаторная СЗ, а при закрытии, как транзисторные коммутаторы давая вторую искру? Вообще, искры уже давал, или пока только преобразователь отлаживаешь?
alex34
LQFP112 - Up with the play
Posts: 181
Joined: Tue Dec 07, 2010 5:06 pm

Re: Конденсаторный блок зажигания

Post by alex34 »

Сложность - в изготовлении трансформатора с зазором в сердечнике или на кольце из специального железа.
Ничего сложного не вижу, честно говоря. Между двумя половинками сердечника (лучше ферритового) прокладываем несколько бумажных прокладок и зажимаем. Мотать 400 витков на кольце сложнее.
Против SG2525 - минимальное напряжение питания 8 вольт. Это главная причина, почему я за компаратор в качестве генератора.
По поводу перекомпенсации - не понятно зачем это нужно. Если напряжение на конденсаторе всегда будет 300 вольт, разве схема будет работать хуже?

Контроллер - мысль хорошая и соблазнительная, только есть опасения за помехоустойчивость контроллера. Кстати, во время экспериментов с архиповским блоком на столе, от искр стабильно умирала USB-мышка :)
User avatar
_CherepVM_
QFP80 - Contributor
Posts: 55
Joined: Fri Dec 10, 2010 12:52 pm
Location: Ukraine, Chernotsy
Contact:

Re: Конденсаторный блок зажигания

Post by _CherepVM_ »

Всем, приветики!
Arseniy, если ты читал только указанную станицу, то там конешно нету всех ответов на твои вопросы. Начни чтение с страницы №5. ;) Всё шо было раньше.... это похожие на ваши, изыскания в поисках крутой искры.
А если короче, то схема уже прошла настольные испытания и готова к опробации на авто. Недавно(в эти выходные) определился с контролем и алгоритмом работы МК. Теперь буду писать полноценную прогу и пробовать работу ДКЗ на авто.
Но так как на том форуме люди токо смотрят/читают и почти ни кто не дискутирует.... мне немного не посебе. К тому же я элктронцик-цифровик и немного пишу проги, а вот в анал.схемотехнике..... уже отсталый человек.
User avatar
_CherepVM_
QFP80 - Contributor
Posts: 55
Joined: Fri Dec 10, 2010 12:52 pm
Location: Ukraine, Chernotsy
Contact:

Re: Конденсаторный блок зажигания

Post by _CherepVM_ »

alex34 wrote:
Сложность - в изготовлении трансформатора с зазором в Контроллер - мысль хорошая и соблазнительная, только есть опасения за помехоустойчивость контроллера. Кстати, во время экспериментов с архиповским блоком на столе, от искр стабильно умирала USB-мышка :)
Да, да... у меня тож "умирають" подключенные USB-устройства во время настольных искрений. Но удалось почти защититься иот этого.... окружил разрядник экраном который зацепил на мину схемы. стало на много лучше.
А помехоустойчивость.... в 2008г ганял подобный вашему девайс, с упр.от МК. Работало на авто беззбойно. ;)
User avatar
_CherepVM_
QFP80 - Contributor
Posts: 55
Joined: Fri Dec 10, 2010 12:52 pm
Location: Ukraine, Chernotsy
Contact:

Re: Конденсаторный блок зажигания

Post by _CherepVM_ »

Самый "больной" вопрос в конд.зажигании - изготовление транса и схема преобразователя, что в совокупности по большому счёту является барьером при создании. Теперь.... это становится проще если использовать дроссельный преобразователь. Дроссель изготовить на много легче.
К стати... идея ДКЗ не моя.... она из журн."Радио" за 2002г. Но я её немного переделал и эта переделка позволила получить искру подлиннее.
alex34
LQFP112 - Up with the play
Posts: 181
Joined: Tue Dec 07, 2010 5:06 pm

Re: Конденсаторный блок зажигания

Post by alex34 »

Глаза боятся, а руки делают. Главное ровно укладывать витки и не пренебрегать условиями изоляции обмоток
Post Reply