Управление вентилятором при помощи ШИМ (Cooling fan & PWM)

Обсуждение аппаратной части ("железо"). Discussion about hardware.

Moderator: STC

zazuba
LQFP112 - Up with the play
Posts: 104
Joined: Wed Jul 20, 2011 10:25 am
Location: Rostov-on-Don
Contact:

Re: Управление вентилятором при помощи ШИМ

Post by zazuba »

Alex, спасибо. Есть эта схема. Все будет зависить от покупки полевиков. Я всю неделю на работе, только завтра смогу их купить.

У меня вентилятор Bosch 0 130 303 204 от 3110 Волги, ставили на Опель Omega 2 (в схеме опеля если я ничего не путаю есть регулировка его оборотов), а на Волге, тупо релюха, поэтому и плавятся...

ВАЗовский вентилятор слабее.
цифровой выход говорю можно организовать свой -- на одну ножку последовательнось выкидывать с контрольной суммой , всего то три - 4е байта передать нужно ...
Согласен. Будем думать.
GAZ 2410
User avatar
STC
LQFP144 - On Top Of The Game
Posts: 2420
Joined: Fri Oct 22, 2010 10:47 pm
Location: Ukraine, Kiev
Contact:

Re: Управление вентилятором при помощи ШИМ

Post by STC »

Ребят вы воду в спупе толчете.
Чтобы ШИМ не давал помех можно:
1) Разместить силовой каскад ШИМ близко к вентилятору, а импульсы передавать по экранированному проводу(думаю и по обычному можно), частота там маленькая - 5кГц, так что проблем с длиной провода не будет. То что могут быть небольшие наводки, тоже не есть проблема - там мотор, а не громкоговоритель...
2) Если разместить силовой каскад ШИМ непосредственно в блоке SECU-3, то там уже будет фильтр(LC, нужно проверить на практике) и на мотор уже будет идти практически постоянный ток (будут конечно пульсации, но их спектр это уже будет не спектр прямоугольного импульса) и помехи будут минимальными.
3) Разместить блок близко к вентилятору (иногда и такое может быть удобным или возможным).
Есть опасения, что ШИМ будет наводить помехи на ДПКВ. Следовательно надо применить экранированные провода.
Думаешь что от зажигания помехи меньше? Я думаю нет.

Делать цифровой выход можно, но это лишнее и кроме этого удорожает и усложняет конструкцию.

zazuba, в любом случае будет интересно узнать результаты опытов.
Author of the SECU-3 project. SECU-3 Engine control unit / Ignition control system
SECU-3.org (Русский)
SECU-3.org (English)
SECU-3 Club ВКонтакте
SECU-3 EMS Project Facebook
Stranger21
LQFP144 - On Top Of The Game
Posts: 1664
Joined: Fri Jul 01, 2011 2:10 pm
Location: г Уфа

Re: Управление вентилятором при помощи ШИМ

Post by Stranger21 »

мое мнение я высказал - цифра с секу3 , так сделано во всех эбу мировых производителей .. не дурнее нас ребята думаю делали ...

5кгц - маловато будет . нужно повыше ставить .. инча сам мотор на малых оборотах будет "пищать" я сечас занимаюсь разработкой климат контроля для отопителя и шим регулировка оборотов тоже , так вот этот писк на 5кгц -- ужасен!!!! ... я буду ставить не менее 10 а то и выше .. ПИК 20 вроде может максимум -- его и использую ...
WAZ21051 gti 1.7i SECU3Ts + mm1.2.3(1)
ВАЗ21310 1.7i Я7.2 2001г
Alex_2103
QFP80 - Contributor
Posts: 51
Joined: Thu Dec 09, 2010 1:24 pm
Location: Ukraine, Kiev

Re: Управление вентилятором при помощи ШИМ

Post by Alex_2103 »

Stranger21
Частота ШИМ не выбирается произвольно.Её выбор зависит от числа пар полюсов двигателя и условий непрерывности тока.
Где-то (уже не помню где) встречал формулу для её расчёта.Использовал при выборе частоты.
Непрерывность тока можно проконтролировать на последовательном измерительном низкоомном резисторе осциллографом.
Общее правило - чем мощнее мотор, тем ниже частота ШИМ.
При высокой частоте будет соблюдаться условие непрерывности тока, однако индуктивные потери в обмотках
двигателя будут велики. Будет греется двигатель и ключи из-за внутренних потерь.
Двигатель - есть низкочастотная машина!
По поводу акустического шума от питания пульсирующим током (магнитострикционный эффект),
то шум работающего двигателя машины его забивает.Не в салоне же установлен вентилятор.
По поводу помех, то у меня блок подключен в параллель к штатной силовой проводке.
Дополнительной экранировки нет. Провод от ДПКВ экранированный.
lsasha7
LQFP144 - On Top Of The Game
Posts: 358
Joined: Sun Dec 12, 2010 11:55 am
Location: украина, Горловка

Re: Управление вентилятором при помощи ШИМ

Post by lsasha7 »

подтверждаю, вот здесь мой древний проект управления вентилятором печки http://atl-svn.assembla.com/svn/secu3do ... р%20печки/ эксперементировал с частотой ШИМ , практически была выбрана частота около 4 кгц , писка почти не слышно, да и он не назойливый.
ender11
LQFP112 - Up with the play
Posts: 197
Joined: Sat Dec 11, 2010 4:05 pm

Re: Управление вентилятором при помощи ШИМ

Post by ender11 »

цифровой выход
а если аналоговый выход? от 0 до 5В?
далее, "режим неразрывного тока". а зачем? что это даёт?
зачем такая частота сумасшедшая, 5000Гц? http://turmalinnn.narod.ru/Smerch/Smerch-7.html -- тут человек использует 60Гц. разве этого недостаточно?
Alex_2103
QFP80 - Contributor
Posts: 51
Joined: Thu Dec 09, 2010 1:24 pm
Location: Ukraine, Kiev

Re: Управление вентилятором при помощи ШИМ

Post by Alex_2103 »

ender11
1."режим неразрывного тока". а зачем? что это даёт?- если ответить по-простому,
то это не приводит к рывкам вращения двигателя.
2."тут человек использует 60Гц". Надо спросить у него почему 60 Гц. Пример - это не доказательство.
ender11
LQFP112 - Up with the play
Posts: 197
Joined: Sat Dec 11, 2010 4:05 pm

Re: Управление вентилятором при помощи ШИМ

Post by ender11 »

1. рывкам? не думаю, что они будут сколько-нибудь заметны на 60Гц. гудеть будет? не знаю, тут требуется проверка. увеличится подмагничивание и двигатель войдёт в насыщение? невозможно. помехи возникнут? так на 5кГц будут ещё более мощные помехи.
2. у него написано, что сначала он сделал 37Гц. ссылается на какую-то "контрольную лампу включения вентилятора". что она мерцала.
Stranger21
LQFP144 - On Top Of The Game
Posts: 1664
Joined: Fri Jul 01, 2011 2:10 pm
Location: г Уфа

Re: Управление вентилятором при помощи ШИМ

Post by Stranger21 »

у меня ДРЛ на 300гц сейчас .... лампы "пищат" , помехи конечно я зафильтровал ... но планирую поднять частоту до хотябы 3000 .... опыты монтажа вентилятора печки на столе , показали что на малых оборотах при низкой частоте , и писк матора - сильный очень . и помеха импульсная просто огромная!!! бп от компа начинает жужать и наровит в ошибку выпасть . при повышении частоты , все "устаканивается" .

к томуже скажу что оригинальные ШИМ регуляторы вентиляторов , работают совершенно без звучно , значит частота там высокая .
WAZ21051 gti 1.7i SECU3Ts + mm1.2.3(1)
ВАЗ21310 1.7i Я7.2 2001г
ender11
LQFP112 - Up with the play
Posts: 197
Joined: Sat Dec 11, 2010 4:05 pm

Re: Управление вентилятором при помощи ШИМ

Post by ender11 »

хочу ещё заметить, что обмотки коллекторного двигателя, внезапно, коммутируются щётками и коллектором, и с очень маленькой частотой. это раз.
и два -- при очень малой частоте можно выбирать время нарастания тока. то есть, натурально, ключевой транзистор будет переключаться медленно, но редко. тут и звук должен поутихнуть, и помехи уменьшиться.
в общем, я на днях попробую собрать такое.
Post Reply