Управление воздушной заслонкой карбюр. (Carb. choke control)

Обсуждение аппаратной части ("железо"). Discussion about hardware.

Moderator: STC

Arseniy
LQFP112 - Up with the play
Posts: 154
Joined: Wed Dec 08, 2010 2:21 am
Location: Minsk Belarus
Contact:

Re: Управление воздушной заслонкой карбюр. (Carb. choke cont

Post by Arseniy »

Накидал схемку драйвера на МК. H-мосты сделаны на отдельных мосфетах. Так универсальнее, надежнее и меньше греться будет, но можно и L298 поставить.
Ключ VT9 шунтирует линию STEP, сообщая SECU о стопорении. Ключ VT10 шунтирует линию DIR, сообщая об аварии при включении после начального теста на обрыв обмоток мотора или пробоя ключа моста.
Жду предложений и замечаний.
Attachments
Driver Stepmotor.png
Stranger21
LQFP144 - On Top Of The Game
Posts: 1664
Joined: Fri Jul 01, 2011 2:10 pm
Location: г Уфа

Re: Управление воздушной заслонкой карбюр. (Carb. choke cont

Post by Stranger21 »

все таки я думаю что на шаговике , пытаться отловить очень мелкое увеличение тока в стопорении - бесмысленно) ну проведите уже ктонибыть практический экспиримент . я уверен что ток в шаговике не меняется ) ему как бы не с чего менятся то ) не коллекторный же мотор то
убрать все что касается этой проверки - и схема упростится на порядок ) и мк не нужен будет уже )
WAZ21051 gti 1.7i SECU3Ts + mm1.2.3(1)
ВАЗ21310 1.7i Я7.2 2001г
dimonfish
LQFP144 - On Top Of The Game
Posts: 365
Joined: Fri Aug 19, 2011 4:34 am
Location: Севастополь, UA

Re: Управление воздушной заслонкой карбюр. (Carb. choke cont

Post by dimonfish »

Arseniy
мож на меге8? для выходов на ключи использовать выводы "PortD", переводя их в Z состояние (ето же можно?) когда мотор не активен. В качестве "компаратора" использовать 3 встроеных АЦП: 2шт на измерительные резисторы тока обмоток, 1 шт на подстроечник (задавая порог срабатывания), а сам "компаратор" наваять програмно. примерно так (из даташита к L297):
Image

ато моя связка слишком громоздкая :) и с концевиком нчего пока не ясно (бо ШИМ, а осцила у меня нету).
User avatar
STC
LQFP144 - On Top Of The Game
Posts: 2420
Joined: Fri Oct 22, 2010 10:47 pm
Location: Ukraine, Kiev
Contact:

Re: Управление воздушной заслонкой карбюр. (Carb. choke cont

Post by STC »

Arseniy wrote:Накидал схемку драйвера на МК. H-мосты сделаны на отдельных мосфетах. Так универсальнее, надежнее и меньше греться будет, но можно и L298 поставить.
Ключ VT9 шунтирует линию STEP, сообщая SECU о стопорении. Ключ VT10 шунтирует линию DIR, сообщая об аварии при включении после начального теста на обрыв обмоток мотора или пробоя ключа моста.
Жду предложений и замечаний.
Вот это я понимаю - от слов к делу :-)

1. Предлагаю к разъему J4 добавить один пин - CS. Тогда появится потенциальная возможность подключать к SECU-3 через SPI (А почему бы и не предусмотреть такую ПОТЕНЦИАЛЬНУЮ возможность?).
В ATtiny2313 SPI не содержит сигнала SS (chip select), но его можно сэмулировать программно, для этого сигнал с пина J4 нужно завести на вход прерывания. Желательно INT0 или INT1 (не PCINTx).
2. Согласен с dimonfish что лучше применить ATmega8. Аргументы:
- Есть полноценный SPI;
- Цена и доступность примерно идентичны;
- Использование АЦП вместо внешних компараторов. Позволит упростить схему и таким образом использовать все преимущества микроконтроллера.
Author of the SECU-3 project. SECU-3 Engine control unit / Ignition control system
SECU-3.org (Русский)
SECU-3.org (English)
SECU-3 Club ВКонтакте
SECU-3 EMS Project Facebook
Makar
LQFP112 - Up with the play
Posts: 203
Joined: Mon Dec 19, 2011 4:55 pm
Location: Ukraine, Kirovograd

Re: Управление воздушной заслонкой карбюр. (Carb. choke cont

Post by Makar »

1 Светодиоды лучше подключить через отдельные резисторы.
2 Почему резисторы R1, R2 подключены к +12?
3 Резисторы R26, R25, R24, R22, R16, R15, R14, R12 следует уменьшить до 1 кОм или меньше.
Не забудь программно реализовать задержку (дед тайм) между выключением и включением нижнего и верхнего плеча. Если одновременно подать единицу на PB3 и PB4 выгорят все транзисторы.
Внешний компаратор лучше АЦП, поскольку АЦП работает по запросу а компаратор по прерыванию. Компаратор сработает намного быстрее. Блокировки лучше сделать аппаратно,а не программно.
User avatar
STC
LQFP144 - On Top Of The Game
Posts: 2420
Joined: Fri Oct 22, 2010 10:47 pm
Location: Ukraine, Kiev
Contact:

Re: Управление воздушной заслонкой карбюр. (Carb. choke cont

Post by STC »

2 Почему резисторы R1, R2 подключены к +12?
Это я просил так сделать. Входы SECU-3 (ADD_IOx) имеют на входе делитель на 2, если подключать к 5в, то будет впритык к порогу "0". Кстати, нужно добавть два диода на +5в, или увеличить сопротивление резисторов R3, R4 чтобы защитить входы МК от перенапряжения (на входах МК есть защитные диоды, но они расcчитаны на маленький ток. < 1mA).
Внешний компаратор лучше АЦП, поскольку АЦП работает по запросу а компаратор по прерыванию. Компаратор сработает намного быстрее. Блокировки лучше сделать аппаратно,а не программно.
Правильно, но у АЦП тоже есть прерывание и можно запускать его каждые 10-20мкс. За 20мкс с транзисторами ничего не случится. А лучше настроить АЦП на free running mode и в основном цикле считывать значение без прерываний.
Author of the SECU-3 project. SECU-3 Engine control unit / Ignition control system
SECU-3.org (Русский)
SECU-3.org (English)
SECU-3 Club ВКонтакте
SECU-3 EMS Project Facebook
Arseniy
LQFP112 - Up with the play
Posts: 154
Joined: Wed Dec 08, 2010 2:21 am
Location: Minsk Belarus
Contact:

Re: Управление воздушной заслонкой карбюр. (Carb. choke cont

Post by Arseniy »

STC wrote:1. Предлагаю к разъему J4 добавить один пин - CS. Тогда появится потенциальная возможность подключать к SECU-3 через SPI (А почему бы и не предусмотреть такую ПОТЕНЦИАЛЬНУЮ возможность?).
В ATtiny2313 SPI не содержит сигнала SS (chip select), но его можно сэмулировать программно, для этого сигнал с пина J4 нужно завести на вход прерывания. Желательно INT0 или INT1 (не PCINTx).

Я предлагал сделать управление командами по SPI, но как то одобрено не было. Вообще надо ли такая универсальность, может остановиться на одном способе?
STC wrote:2. Согласен с dimonfish что лучше применить ATmega8. Аргументы:
- Есть полноценный SPI;
- Цена и доступность примерно идентичны;
- Использование АЦП вместо внешних компараторов. Позволит упростить схему и таким образом использовать все преимущества микроконтроллера.
у АЦП тоже есть прерывание и можно запускать его каждые 10-20мкс. За 20мкс с транзисторами ничего не случится. А лучше настроить АЦП на free running mode и в основном цикле считывать значение без прерываний
Я думал об этом, но если снимать АЦП с 2-х каналов, период будет еще вдвое дольше. При частоте ШИМ в десятки килогерц будет получаться около одной выборки за период. И что будет, когда снимается АЦП быстро меняющихся сигналов? Насколько достоверные будут показания?
Makar wrote:1 Светодиоды лучше подключить через отдельные резисторы.
Можно, но они никогда не будут гореть одновременно.
3 Резисторы R26, R25, R24, R22, R16, R15, R14, R12 следует уменьшить до 1 кОм или меньше.
Не забудь программно реализовать задержку (дед тайм) между выключением и включением нижнего и верхнего плеча. Если одновременно подать единицу на PB3 и PB4 выгорят все транзисторы.
Это схема моста из робостроительного проекта OpenServo. Там эти резисторы все 100к. 51к это я поставил, когда думал снимать с этих точек сигналы для начального теста, но потом отказался. Эти резисторы для начальной подтяжки, пока выходы МК в Z-состоянии. Вообще посмотрел, схема не очень годится для ШИМ - выброс тока вначале импульса и медленное открытие верхних ключей моста. Снижение до 1к резисторов ничего не меняет. Плюс опасность выгорания при подаче 1 на обе половины одновременно. Классическая схема с драйверами верхних ключей слишком навороченная получается. Придется переходить на биполярники или интегральные мосты. Кто какие еще знает кроме L298?
Makar
LQFP112 - Up with the play
Posts: 203
Joined: Mon Dec 19, 2011 4:55 pm
Location: Ukraine, Kirovograd

Re: Управление воздушной заслонкой карбюр. (Carb. choke cont

Post by Makar »

Резисторы эти не для начальной подтяжки, для разряда емкости затвора. Во всяком случае в верхнем ключе точно. И конечно он будет медленно закрываться с таким резистором.
Кто какие еще знает кроме L298?
TC4469
dimonfish
LQFP144 - On Top Of The Game
Posts: 365
Joined: Fri Aug 19, 2011 4:34 am
Location: Севастополь, UA

Re: Управление воздушной заслонкой карбюр. (Carb. choke cont

Post by dimonfish »

ШИМ в драйвере ето хорошо, но так ли сильно он нужен? открывать транзисторы без ШИМа (полный шаг для максимального момента на валу) и мерить на АЦП как на картинке. или я не прав? имхо. лучше использовать irf7319 - открываются по лоческому уровню, ну и размер.
имхо. если бы было так все печально с мосфетами то етот http://sauvz.ru/cms/index.php?dn=info&pa=sauvz проект разорился бы.
User avatar
STC
LQFP144 - On Top Of The Game
Posts: 2420
Joined: Fri Oct 22, 2010 10:47 pm
Location: Ukraine, Kiev
Contact:

Re: Управление воздушной заслонкой карбюр. (Carb. choke cont

Post by STC »

Arseniy wrote:Я предлагал сделать управление командами по SPI, но как то одобрено не было. Вообще надо ли такая универсальность, может остановиться на одном способе?
Так речь идет об 1-м пине! Его нужно просто предусмотреть (на краю разъема), а впаивать необязательно. Копеечная прихоть, но большой потенциал..
Arseniy wrote:Я думал об этом, но если снимать АЦП с 2-х каналов, период будет еще вдвое дольше. При частоте ШИМ в десятки килогерц будет получаться около одной выборки за период. И что будет, когда снимается АЦП быстро меняющихся сигналов? Насколько достоверные будут показания?
При частоте в десятки кГц АЦП будет успевать делать только 1-2 выборки за 1-н импульс. Глупый вопрос. А для чего нам вообще нужен ШИМ?
Author of the SECU-3 project. SECU-3 Engine control unit / Ignition control system
SECU-3.org (Русский)
SECU-3.org (English)
SECU-3 Club ВКонтакте
SECU-3 EMS Project Facebook
Post Reply