Обсуждение схемы от Makar

Разработка впрыска топлива на базе SECU-3. Fuel injection related discussion.

Moderator: STC

Qwertty
LQFP144 - On Top Of The Game
Posts: 252
Joined: Thu Jul 26, 2012 12:35 pm

Re: Обсуждение схемы от Makar

Post by Qwertty »

Я могу туда же поставить STM8S208MBT6B за 83р в розницу в Промэлектронике. Просто цены я брал из ближайшего магазина. В Промэлектронике дорогая доставка и есть минимальная сумма заказа. Сходи купи там 1 шт stm32f103v и расскажи что вышло :)
Очередь заполняется в прерывании - конечно, где же еще. В прерывании ДПКВ. Тебе таймер взводить придется ровно там же. Да нет разницы, вообще никакой. Прерываний от таймера у тебя будет ровно столько же. Причем они еще и медленней скорее всего получатся. Тебе придется менять режим вывода при совпадении. Мне - нет. Медленней понятно в тактах, все же 72МГц имеет такт в 3 раза шустрей.
Насчет расширяемости - у моего подхода она выше. Я могу и 24 форсунки подключить :D Но мне это не нужно - 4 цилиндра меня устроит. Мне надо на мой мотор, а не на мотор Васи Пупкина о 12 цилиндрах. Я и ДПКВ могу выкинуть - и без него нормально поедет. Тем более что у меня его нет. А ставить лень. :)
По питанию подход у Макара вполне приемлем, только предохранитель надо вынести до всей остальной схемы. Лучше совсем вынести из корпуса - держателей на провод много. Ну и дроссели сократить - толку с них мало, а места занимают много. А мне и стаб на 3,3В сократить заодно. Что от него питать? Стаб на опоре мне тоже не нужен. Все ОУ кроме обработчика ДПКВ мне тоже не нужны. Вместо L6219 и ТС4426 - одну микру типа L293. Она и с шаговиком справится и с коллекторником. Главное 1А ток не превысить. Для коллекторника впрочем выводы можно и запараллелить. Диоды на входе сигнальных линий сократить, вместо нижнего поставить конденсатор 0,1 на 100В. Кварц от хипа сократить - такт пойдет с контроллера. Ну часового кварца у моих кристаллов и не предусмотрено совсем. ЕЕПРОМ нормальный есть и на борту, 2 килобайта правда, но должно хватить. Но внешнюю я поставлю, причем в ДИП и в кроватку. Правда у СТ на удивление кривой контроллер I2C, так что его скорее всего придется ногодрыгом реализовывать. А шина там не шустрая.
Мне не нравится оптронная развязка. Она рассчитана на железный RS232 похоже. Сейчас этот порт редкость, он и в десктопах то часто не выводится, хотя на материнке все же в большинстве случаев есть. А вот в ноутах или нетбуках их давно нет. Если же рассчитывать на внешний переходник USB<->UART, то оптронов станет всего 2. Ну и их тип надо поменять на нормальный. Хочется 115200 и даже быстрее иметь. На ТЛП181 выше 19200 забираться страшно.
Схему ШИМ на форсунки тоже немного переделаю. Сейчас она не идеальна. Ну и понятно мне не нужно такое количество форсунок. Как то так. Надо заняться схемой вплотную.
nikll
LQFP144 - On Top Of The Game
Posts: 553
Joined: Sun Nov 06, 2011 9:20 pm
Location: Russia, Yekaterinburg
Contact:

Re: Обсуждение схемы от Makar

Post by nikll »

хожу переодически и покупаю, они от моего дома в соседнем квартале :):):) причем цены у них не самые низкие в России.
Без ДПКВ точность углов +- дохрена... Коленвал вращается с довольно значительными ускорениями изамедлениями, особенно на низах под нагрузкой.
По поводу питания я говорил что мне нравится подход а не сама схема питания. Разделить питание на несколько контуров вполне здравая идея. Дроссели нах, предохранитель в общую панель предохранителей (если они конечно есть в машине вообще :)). Большой кондер электролит для снижения скачов по питанию вместе с диодом (от переполюсовки) тоже до ЭБУ. Часовой кварц не обязателен, вполне затактовывается от основного либо внутреннего. ЕЕПРОМ нахрен, sd карта рулит. RS232 в топку, аппаратный usb рулит.
Без ОУ обойтись можно, вот только всякое бывает в проводке, вот коратнет датчик на 14 вольт... я уж лудьше копеечный ОУ перепаяю чем в лудьшем случае МК. Конечно можно защитится от всего рассыпухой, по паре диодов на каждый канал, резистор последовательно для ограничения тока в случае кз, но тогда рассыпухи будет как бы не больше...
Вся переферия типа драйверов форсунок РХХ коммутаторов для катушек... все это нахрен с базовой платы, у всех разные машины и двигатели, разные потребности, просто на краю платы впаеваем пины для второй платы управления исполнительной переферией (да хоть тот же PATA разьем с hdd). В базе только сам МК с обвязкой питание и обвязка для датчиков: ДПКВ ДФ ДПДЗ ДД ДАД ДТВ ДТОЖ, ну еще можно пару аналоговых каналов на вход в резерве сделать (вдруг комуто припрет свой код под closed-loop с ДК написать или там смесь обогощать по датчику дождя). Плюс разьем под MicroSD и hip9011 для ДД. Этого вполне достаточно для снятия всех показаний с датчиков двигателя и дальнейшего расширения функционала путем изготовления своей платы управления исполнительной переферией: комуто достаточно одного/двух каналов на форсунки и одного канала на коммутатор, а комуто нужно 16 каналов на форсунки для двухрядов в виэйт и 8 каналов на индивидуальные катушки, некоторым нужна обвязка для управления клапаном турбины через ШИМ или управление вентилятором, в общем кто как захочет тот так и сделает. Имея работоспособную отлаженную основу вполне легко создать вытравить и спаять плату под свои требования. В коде тоже все будет достаточно просто чтобы практически любой програмист с базовыми знаниями мог добавить нужный ему функционал не затрагивая основной код (посмотри на организацию статических модулей в nginx) связывая свой код с основным на этапе сборки.
Qwertty
LQFP144 - On Top Of The Game
Posts: 252
Joined: Thu Jul 26, 2012 12:35 pm

Re: Обсуждение схемы от Makar

Post by Qwertty »

nikll wrote:хожу переодически и покупаю, они от моего дома в соседнем квартале :):):) причем цены у них не самые низкие в России.
Иду на сайт - http://www.promelec.ru/postavka/
И читаю чОрным по белому:
"В заявке необходимо указывать способ доставки (самовывоз, почта, экспресс-почта), контактный телефон, факс, e-mail. Минимальная сумма заказа 1500 рублей."
Там есть правда еще магазин, но он ничего никуда не шлет и какие там цены тоже неизвестно. У нас в филиале Промэлектроники цеы в магазине существенно выше, чем в самой конторе. Но там точно такое же ограничение на минимальную сумму. Кроме того мне купить микру уже тут, даже за 115р выгоднее чем в Екатеринбурге за 83 и заплатить за ее доставку.
nikll wrote: Без ДПКВ точность углов +- дохрена... Коленвал вращается с довольно значительными ускорениями изамедлениями, особенно на низах под нагрузкой.
Ну и фиг с ними, с углами. Зачем они вообще? Точная фаза форсунки? Ну влияние ее минимально, поэтому продолжает ездить куча авто с параллельным и попарно-параллельным впрыском. Да и не ошибусь я больше чем на 15 градусов, а скорее всего значительно меньше ошибка будет. С УОЗ же все еще интересней. Опережение зажигания - функция времени. В углы ее перевели от бедности, потому как на механике так удобней. А в реале мы поджигаем смесь за время до ВМТ. И тут угол уже просто лишний. Даже само понятие - УОЗ устарело. Кстати я на обычном ДХ скорее всего получу точность не хуже, чем на ДПКВ. Чисто математически. Это для зажигания. Ну а для форсунок промах на даже 15 градусов тоже сойдет. Там тоже можно попытаться точность поднять, но впрыск имеет длительность приличную, может аж почти 4 цикла или 2 оборота коленвала. Для меня очевидно, что привязка нужна к концу такта впуска. Но расчет этого события будет минимум на 4 цикла раньше чем наступит этот самый конец фазы впуска. Тут надо Копперфильдом быть чтоб точно попасть с концом импульса на форсунки в требуемый угол по коленвалу через 2 его оборота. С зажиганием проще - можно считать за 0,5 оборота и тут нет жестко заданной длительности импульса. Она не менее чем нужна для накопления энергии в катушке. Но если будет больше - ничего страшного, просто немного подогреется ключ и катушка. С впрыском этот фокус не пройдет. Поэтому промахи неизбежны. И ДПКВ тут ничем не поможет. Можно правда привязываться началом впрыска, но что то мне говорит что это неправильный способ.
nikll wrote: По поводу питания я говорил что мне нравится подход а не сама схема питания. Разделить питание на несколько контуров вполне здравая идея. Дроссели нах, предохранитель в общую панель предохранителей (если они конечно есть в машине вообще :)). Большой кондер электролит для снижения скачов по питанию вместе с диодом (от переполюсовки) тоже до ЭБУ. Часовой кварц не обязателен, вполне затактовывается от основного либо внутреннего. ЕЕПРОМ нахрен, sd карта рулит. RS232 в топку, аппаратный usb рулит.
Без ОУ обойтись можно, вот только всякое бывает в проводке, вот коратнет датчик на 14 вольт... я уж лудьше копеечный ОУ перепаяю чем в лудьшем случае МК. Конечно можно защитится от всего рассыпухой, по паре диодов на каждый канал, резистор последовательно для ограничения тока в случае кз, но тогда рассыпухи будет как бы не больше...
Вся переферия типа драйверов форсунок РХХ коммутаторов для катушек... все это нахрен с базовой платы, у всех разные машины и двигатели, разные потребности, просто на краю платы впаеваем пины для второй платы управления исполнительной переферией (да хоть тот же PATA разьем с hdd). В базе только сам МК с обвязкой питание и обвязка для датчиков: ДПКВ ДФ ДПДЗ ДД ДАД ДТВ ДТОЖ, ну еще можно пару аналоговых каналов на вход в резерве сделать (вдруг комуто припрет свой код под closed-loop с ДК написать или там смесь обогощать по датчику дождя). Плюс разьем под MicroSD и hip9011 для ДД. Этого вполне достаточно для снятия всех показаний с датчиков двигателя и дальнейшего расширения функционала путем изготовления своей платы управления исполнительной переферией: комуто достаточно одного/двух каналов на форсунки и одного канала на коммутатор, а комуто нужно 16 каналов на форсунки для двухрядов в виэйт и 8 каналов на индивидуальные катушки, некоторым нужна обвязка для управления клапаном турбины через ШИМ или управление вентилятором, в общем кто как захочет тот так и сделает. Имея работоспособную отлаженную основу вполне легко создать вытравить и спаять плату под свои требования. В коде тоже все будет достаточно просто чтобы практически любой програмист с базовыми знаниями мог добавить нужный ему функционал не затрагивая основной код (посмотри на организацию статических модулей в nginx) связывая свой код с основным на этапе сборки.
Ну вот она - разница в подходах. У меня - не разная машина, а для инсталляции самопального впрыска одна. Поэтому все что мне нужно я на плату точно поставлю. А так как это газ, то датчиков там в избытке. Есть пара, которые на бензине не нужны - ДДГ и ДТГ. Это два аналоговых входа. Если потом кому то захочется адаптировать систему под бензин они могут понадобится. Наддув там померить или еще что. SD карту в мозг я ставить не хочу. Неудобно доставать. ЕЕПРОМ вообще не для логов, а для переносимости настроек между мозгами. Это даст возможность менять ЭБУ на другой даже в полевых условиях, без ноутбука и вообще ночью зимой на пустой дороге. Если не пригодится - хорошо. :lol:
ДК я обязательно поставлю. Без него никак. Это не бензинка. Иначе смесь не обеднить в режиме малых нагрузок. Ну и в мощностных будет перебор. Клапана надо поберечь.
Из личных наблюдений - попытки сделать что то универсальное, всем пригодное и легко масштабируемое оканчиваются ничем в 101% случаев. :mrgreen: Ну как я учту например ту же турбу в прошивке, если у меня турбы нет и откатывать ее режимы не на чем. Так и все остальное. Есть масса разновидностей моторов, с очень разными конструктивными решениями. О большей их части я даже понятия не имею. Зато я хочу сделать то, чего нельзя купить. Газовый распределенный впрыск на "безмозглые" моторы не существует в природе. Бензиновых - масса. А газовый не то что не собрать - даже не купить. В то же время даже моновпрыск газа существенно приятней эжектора. Особенно на разгоне ощущается. Да и расход газа меньше. Распределенный наверно совсем хорошо поедет. Надеюсь на это во всяком случае :lol:
nikll
LQFP144 - On Top Of The Game
Posts: 553
Joined: Sun Nov 06, 2011 9:20 pm
Location: Russia, Yekaterinburg
Contact:

Re: Обсуждение схемы от Makar

Post by nikll »

Оптимальная фаза впрыска это в максимум потока на низких нагрузках, до закрытия форсунки на средних и похер как на полной нагрузке т.к. на больших нагрузках время впрыска больше времени открытого впускного клапана. В общих чертах алгоритм себе представляю т.к. хорошо расковырял микас-спорт. Коперфильдом быть не надо :) там не сложный алгоритм:
1. сравниваем время впрыска с увременем фазы впуска на текущих обротах
2. если успеваем все влить до закрытия то подбивем начало впрыска так чтобы центр времени впрыска пришелся на максимальный поток согласно карте
3. если не успеваем все влить за время фазы впуска то начинаем вливать до открытия клапана с таким расчетом чтобы все влить до закрытия
4. даже если промахнемся из за резкого существенного увеличения времени впрыска и недостаточно рано начнем вливать бензин то существенного обеднения не произойдет т.к. неуспевшый попать в цилиндр бензин дождется следующего цикла

По ДХ точность не получится, как ты хочеш дать искру за точное время ДО ВМТ? коленвал движется с постоянными ускорениями и замедлениями, конечно можно составить целую матмодель для расчета пульсаций ускорения КВ и по ней определять реальное положение КВ основываясь на данных с ДХ но по факту это геморней и мение точно чем просто поставить ДПКВ. Суть не в угле зажигания. а во времени до ВМТ которое вполне себе привязанно к углу на определенных обротах. Более того в самих прошивках часто применяется именно время а не УОЗ, а сам УОЗ отображается уже в редакторе прошивки для лудшего понимания карты :).

Вот она разница в подходах, ты делаеш только сам для себя для одной машины :) и будеш в итоге долго и упорно пилить сам для себя, я же предлагаю систему для всех.
По поводу проектов заточенных на универсальность и расширяемость расскажи про это создателям операционных систем фреймворков баз данных и IBM когда они задумали шину ISA. Для меня вообще кажется удивительным что все ЭБУ сделанны по закрытой аппаратной архетиктуре...

Какие нахрен режимы турбы? Алгоритму который я описывал глубоко безразлично наличие наддува, он просто обсчитывает фактическое наполнение по показаниям датчиков. Все отличие в найстройках атмосферного от турбированного двигателя будет заключатся только в том что у турбового будут более широкие карты по наполнению что равносильно увиличению обьема движка, ну еще другая калибровка ДАДа т.к. ДАД тоже будет другой :).
Газ бензин метанол, похер что лить, главное знать соотношение бензин/топливо для конкретной горючки ну и параметры форсунок. Сделать на второй плате коммутаторы для газовых форсунок не сложно. С точки зрения самой прошивки разницы практически не будет, просто двухтопливный впрыск переключаемый по условиям (к примеру в режимах ближе к максимальному наполнению переходить на бензин), прибавка кода вообще мизерная. С эжектором дела не имел, у меня в Патриоте стоит распределенный газовый впрыск Ловато, в разница в тяге между газом и бензином почти не ощущается (одинакого хреново тянет из за бошевского ЭБУ с евро3 и электронным дросселем).
User avatar
STC
LQFP144 - On Top Of The Game
Posts: 2420
Joined: Fri Oct 22, 2010 10:47 pm
Location: Ukraine, Kiev
Contact:

Re: Обсуждение схемы от Makar

Post by STC »

Qwertty. Про volatile.
Не забывай что у тебя 100% будут переменные, которые будут одновременно использоваться в нескольких прерываниях (не только в прерываниях и основном цикле). И чем больше логики будет реализовано на программном уровне, тем больший рок-н-ролл у тебя будет.
Сними розовые очки, обломаешься потом, когда твоя прошивка захлебнется в прерываниях от ДПКВ. И скажи мне пожалуйста, ты когда свою "эффективную" очередь будешь заполнять/обновлять из основного цикла, что будет с прерываниями? Правильно, они будут запрещены - доп. задержка. И еще скажу, что не думай что тебе удасться так просто вынести логику из ДПКВ в основной цикл. Большая часть логики требует синхронной обработки по каждому зубу.

Народ. Предлагаю вопросы выбора МК и volatile обсуждать в отдельных темах. Не засоряйте эту тему. Я создал для вас отдельные темы.
Архитектура прошивок и распределение ресурсов МК (общая тема)
viewtopic.php?f=57&t=1853
Дискуссия по выбору МК
viewtopic.php?f=57&t=1852
Author of the SECU-3 project. SECU-3 Engine control unit / Ignition control system
SECU-3.org (Русский)
SECU-3.org (English)
SECU-3 Club ВКонтакте
SECU-3 EMS Project Facebook
Qwertty
LQFP144 - On Top Of The Game
Posts: 252
Joined: Thu Jul 26, 2012 12:35 pm

Re: Обсуждение схемы от Makar

Post by Qwertty »

Отвечу тогда в более подходящей по смыслу - viewtopic.php?f=57&t=1111
pow
QFP80 - Contributor
Posts: 39
Joined: Tue Feb 07, 2012 1:47 pm

Re: Обсуждение схемы от Makar

Post by pow »

На схеме V1_5 уже остановились? (можно печатку разрабатывать?)
Тип VND ключей какой? (со статусом или токовым выходом, если я правильно понял их описание)
Qwertty
LQFP144 - On Top Of The Game
Posts: 252
Joined: Thu Jul 26, 2012 12:35 pm

Re: Обсуждение схемы от Makar

Post by Qwertty »

pow wrote:На схеме V1_5 уже остановились? (можно печатку разрабатывать?)
Если софт собираешься писать сам - проверь, потом проверь еще раз и разводи. ;) Или у Nikll спроси будет ли он писать под это софт если сам не собираешься. И если будет, то когда. ;) Схема неоптимальна сильно, но в принципе похожа на работоспособную. Просто она уже полгода как заброшена. Ключи там - VND14NV04 в корпусе DPACK.
pow
QFP80 - Contributor
Posts: 39
Joined: Tue Feb 07, 2012 1:47 pm

Re: Обсуждение схемы от Makar

Post by pow »

Qwertty wrote: Если софт собираешься писать сам ...
:oops: к сожалению практически некомбатант...
чтоб что-то написать, мне нужно что'б ктонибудь разжевал и впихнул в мой верхний атавизм - чего мы вообще делаем (алгоритмику, объект регулирования), пока только пытаюсь понять принципы управления ДВС (+есть некоторое количество STM-ов) - соответственно хочу прототип собрать, для опытов, совместимый с маинтредом...
Для себя определился только с процессорм и ДАД (опять-же есть в наличии, MPX)
Вероятно буду лепить газовые форсунки высокого давления, но не знаю как на них с обмерзанием борются (нету ни даташита ни маркировки - видимо в разъёме ктото подогреватель, сняты с впрыска закиси)...
Вобщем всё это толко мечты - сначала нужен работающий (пусть плохо) прототип. ;)
Могу какнибудь облегчить труд программеру? (под stm32f103v)
Qwertty
LQFP144 - On Top Of The Game
Posts: 252
Joined: Thu Jul 26, 2012 12:35 pm

Re: Обсуждение схемы от Makar

Post by Qwertty »

Что такое газовые форсунки высокого давления? Непосредственный впрыск жидкой фазы пропана? Если да, то просто борются - вкручивая в ГБЦ. А ГБЦ очень теплая. В баллон насос? Не слишком круто это для самостоятельного изготовления?
Что такое "маинтред"?
Насчет облегчить к Nikll. Кроме него никто писать под эту схему вроде и не собирался. А Nikll собирается, может и начнет когда нибудь. Или не начнет. Второе ИМХО более вероятно.
Или такой вариант - пишешь сам все что не касается расчета топливоподачи. Типа управление форсунками, катушками зажигания, оцифровку датчиков, обработку ДПКВ и прочее. А потом всем миром разбираемся с расчетом, таблицами, коррекциями. Это уже не зависит от типа процессора. Мне вот тоже это предстоит и я тоже почти ничего в этом не понимаю. Пока не понимаю, но сейчас много ищу, читаю и осмысливаю. Потихоньку понимание придет. Ну а окончательно все понять можно только на реальном моторе проверяя разные алгоритмы управления.
Post Reply